История неоновых вывесок
Первая неоновая вывеска появилась во Франции в 1910 году, однако, вероятно, их историю надо начинать отсчитывать ещё раньше, примерно с середины XIX века. Именно тогда немецкий физик и естествоиспытатель Генрих Гейслер открыл так называемый тлеющий разряд и создал гейслеровы трубки для демонстрации этого эффекта. Тлеющий разряд возникает в разреженной газовой среде при пропускании слабого электрического тока. Гейслерова трубка — это просто стеклянная трубка с двумя электродами, внутри которой находится разреженный газ.
Генрих Гейслер открыл тлеющий разряд и продемонстрировал публике, как это работает, однако о каком-либо практическом применении своего открытия и изобретения он никогда не задумывался. Поэтому неоновая лампа появилась спустя более чем 50 лет, и создал её Жорж Клод.
Жорж Клод, выпускник Парижской высшей школы промышленной физики и химии, занимался разделением воздуха на отдельные газы и продажей этих газов для промышленных целей и научных опытов. Он много экспериментировал с полученными газами, а также интересовался и другими отраслями техники. Обладатель пытливого ума, неистощимой фантазии, очень энергичный и предприимчивый человек, Жорж Клод знал о существовании гейслеровых трубок, однако в то время они не годились для продолжительного использования. У них было несколько серьёзных технических недостатков. Клоду удалось устранить их и запатентовать свои изобретения.
В 1910 году он создал по заказу одной парижской парикмахерской первую коммерческую неоновую вывеску на основе стеклянных ламп с неоном внутри. Вывеска произвела настоящий фурор: ничего похожего индустрия наружной рекламы того времени предложить не могла.
В 1915 году Жорж Клод получил патенты на свои изобретения, а уже в 1917-м переехал в Соединённые Штаты, в Калифорнию, и открыл там компанию «Claude Neon», которая предлагала услуги по изготовлению неоновых вывесок, а также лицензии на их производство в других штатах. Открывать сеть мастерских Жорж Клод не хотел.
Дело пошло не сразу, однако спустя несколько лет Жорж Клод получил действительно крупный контракт. Один из автодилеров компании Packard, владевший двумя салонами в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, заказал две больших вывески с надписью «Packard» для своих автосалонов. Сумма сделки составляла то ли 1 500, то ли 2 500 долларов. В разных источниках упоминаются разные цифры, однако в любом случае в то время это были большие деньги. Эти затраты в полной мере окупились, потому что огромные яркие вывески производили большое впечатление на публику, и Packard явно смог привлечь много внимания. В скором времени компания Жоржа Клода начала производить такие вывески одну за другой. Их заказывали владельцы кафе, ресторанов, отельеры и даже владельцы ремонтных мастерских. Неоновые вывески были дороги, однако они великолепно работали как инструмент привлечения клиентов, а экономика Соединённых Штатов в то время росла очень быстро.
В 1930 году срок действия патента истёк, и это позволило выйти на рынок неоновой рекламы новым игрокам, что привело к снижению цен. Но Жоржа Клода это уже не очень беспокоило: к этому времени он стал чрезвычайно богатым человеком. В лучшие годы «Claude Neon» зарабатывала около 2 миллионов долларов в год, что было совершенно фантастическими деньгами по тем временам. Сам Клод через некоторое время вернулся во Францию, успел поддержать правительство Виши, а затем даже посидеть за это в тюрьме, но его компания существует до сих пор, но зарегистрирована она сейчас почему-то в Австралии.
Что касается неоновых вывесок, то начиная с 1930 года, начался настоящий бум неоновой рекламы во всём мире. В скором времени неоновый свет залил центральные улицы всех больших городов, началась настоящая эпоха неона. Она продолжалась до конца 1950-х, когда новые технологии и изменение моды на наружную рекламу привели к падению спроса на неоновые вывески практически до нуля. Новые вывески почти никто не заказывал, старые почти никто не ремонтировал. Они портились и ветшали, и со временем из символа успеха и прогресса превратились в символ упадка и давно ушедшей эпохи. Ситуация изменилась лишь спустя почти 50 лет, когда появилась новая технология – гибкий неон.
Что такое гибкий неон?
Это совершенно иная технология, ничем не похожая на традиционную технологию газоразрядных ламп. Источником света в гибком неоне является светодиодная лента. Однако светодиоды дают точечный свет, а неон должен иметь яркое ровное свечение по всей поверхности. Поэтому светодиодную ленту заключают внутрь гибкого шнура из силикона, который обеспечивает нужное рассеивание света и защищает светодиоды от механических повреждений.
Гибкий неон крепят на подложку или пространственный каркас, подключают к нему блок питания, и получают неоновое свечение — почти такое же глубокое, как свечение настоящих газоразрядных ламп. Гибкий неон несколько менее долговечен, чем настоящие неоновые лампы, которые могут служить десятилетиями, но в остальном имеет массу преимуществ.
Преимущества гибкого неона
- Доступная цена — стоимость гибкого неона составляет порядка 300-600 рублей за погонный метр, и это несравнимо с ценами на штучные газоразрядные лампы.
- Механическая прочность — неоновые лампы чрезвычайно хрупки, их легко повредить. Гибкий неон повредить, напротив, чрезвычайно сложно.
- Ремонтопригодность — повреждённую неоновую лампу можно только выбросить, что также не всегда просто, потому что неоновые лампы часто содержат ртуть, поэтому являются отходом первого и второго класса опасности. Повреждённую вывеску из гибкого неона можно отремонтировать в течение нескольких часов.
- Безопасность — нет ртути, нет стекла, вывески из гибкого неона можно использовать даже в детских комнатах.
Источник:neonovye-vyveski.ru